вашей школе? Какие навыки я получу в итоге?” – эти и другие подобные
вопросы очень часто задают нам будущие ученики. Вот мы и решили собрать
самые актуальные темы в одном месте и дать на них развернутые ответы.
Итак, рассказываем.
В чем особенность нашего подхода к обучению?
Большинство гоночных мотошкол основаны быстрым пилотом (или несколькими
пилотами), которые могут быть прекрасными гонщиками, но далеко не
всегда – прекрасными учителями. В итоге новичка-мотогонщика обучают
либо по простой системе «Делай, как я», либо по по еще более
сомнительному методу «Ты катайся, а я скажу, что у тебя не так».
Возможно, вы уже сталкивался с такими “подходами”? К сожалению, ни тот,
ни другой нельзя назвать профессиональным обучением.
Конечно, профессиональный гонщик может легко продемонстрировать, как
преодолеть тот или иной поворот, но вот почему делать нужно именно так
– объяснить сможет далеко не каждый. Во втором случае (“Ты катайся, а я
скажу, что у тебя не так”) у ученика появляется хаотичный набор
навыков, но не формируется базис, на основе которого можно
систематически тренироваться и достигать хороших результатов.
В отличие от большинства таких школ, BoxesMoto была основана группой
инженеров, увлеченных мотоспортом. Мы сторонники научного подхода во
всем, в том числе и в обучении. И преподавание в нашей школе
– это продуманный, систематизированный подход, который подразумевает
постепенное развитие навыков, от базовых к продвинутым, с обязательным
анализом и фиксацией результатов.
Какие методики используются в BoxesMoto?
Преподавание в нашей школе основано на американской методике California
SuperBike School с добавлением некоторых собственных наработок (главным
образом, для тех учеников, кто хочет научиться скоростной езде на
треке). Кит Код (Keith Code), основатель колифорнийской школы и автор
многих методических пособий по обучению вождению мотоцикла, создал
очень грамотную структуру преподавания, которой стараемся
придерживаться и мы. Сам процесс обучения мы переняли у испанских
мотошкол (прежде всего Monlau Technical School), так как в его
разработке участвовали спортивные психологи, и он хорошо подходит для
обучения спортсменов мотоспорта на постоянной основе.
Что входит в программу подготовки мотогонщиков?
Программа строится на модульной структуре, и каждый модуль служит базой
для освоения следующего. Обычно на прохождение одного модуля требуется
1-2 дня (скорость прохождения зависит от того, как быстро вы
почувствуете комфорт в использовании того или иного навыка). Всего в
стандартной программе 5 модулей:
Модуль 1. Освоение базовых навыков
Вы начинаете обучение с развития основных навыков гонщика. Сюда входит
работа с газом в повороте, понимание реперных точек и работы с ними
(поворот в 2 этапа), корректировка положения рук и их опоры на клипоны.
Модуль 2. Зрительная техника, повороты, торможение
Далее мы развиваем зрительные навыки (vision control), корректируем
посадку мотоциклиста в повороте и на прямой, продолжаем работу с
реперными точками (поворот в 3 этапа), и изучаем навыки торможения.
Модуль 3. Управление телом и сложные траектории
Здесь вы получаете навыки быстрого поднятия мотоцикла и быстрого
наклона мотоцикла (в том числе контрруление). Кроме того, начинается
работа с траекториями и специфичными поворотами (перекладки, обратный
уклон и т.п.). Также в этом модуле вы научитесь правильно менять
положение тела в процессе вождения.
Модуль 4. Продвинутые техники торможения и корректировки
На этом этапе мы переходим к более сложным техникам торможения и
корректировки мотоцикла в повороте. Вы узнаете, как сделать hook turn и
«довернуть» мотоцикл в поворот при необходимости. Чтобы получить полное
представление о технике торможения, вы познакомитесь также с trail
braking и торможением двигателем.
Модуль 5. Комплекс гоночных навыков
На этом этапе вы научитесь выстраивать стратегию гонки, освоите анализ
гоночного трека и навыки спортивного старта. Также узнаете, как
обеспечить максимальный разгон на прямой, как выиграть время на треке и
правильно сочетать медленные и быстрые повороты.
Дополнительные тренировки
Если вы хотите отработать какой-либо специфический навык, то после
прохождения всех модулей, можно заниматься с тренером по индивидуальной
программе, полностью заточенной под ваши цели и задачи.
Как именно происходит обучение?
Для освоения каждого навыка у нас есть упражнение, которое вы должны
выполнить на треке, а сама тренировочная сессия строится по четкой и
выверенной схеме. Сначала тренер обсуждает с пилотом изучаемый навык –
показывает видео или демонстрирует на личном примере. Освоив теорию, вы
практикуете навык на треке. Очень важный момент – после тренировки
каждый ученик заносит в дневник свои ощущения и анализирует свои
результаты, насколько ему удалось выполнить задачу.
Мы считаем, что главное в учебной тренировке не «показать лучшее время»
и даже не выполнить упражнение правильно. На данном этапе важнее
научиться учиться и анализировать, т.е. чувствовать, получается
требуемое поведение или нет. Ученик, который идеально повторяет за
тренером новый прием в конечном итоге проиграет тому, кто четко
чувствует, что ему удается, где находятся его руки и ноги в каждый
момент времени, и понимает, что нужно будет скорректировать.
После прохождения модуля вы получаете отчет, где фиксируются все
изученные навыки с рекомендациями для дальнейшего развития.
Какие инструменты и мотоциклы используются на тренировках?
На начальных этапах мы предпочитаем использовать питбайки и картодромы.
Стоимость падения на них ниже, а почувствовать поведение мотоцикла –
проще. Дальше, когда вы перейдете к продвинутым техникам, правильнее
будет пересесть на спортивные мотоциклы и выйти на большой трек.
Однако, ничто не мешает вам привезти свой мотоцикл к нам и начать
оттачивать навыки сразу на большом треке.
Кроме того, при прохождении каждого модуля вы будете активно
использовать дневник, в котором описываются все тренируемые навыки и
ведется самоанализ. Это помогает в любой момент вернуться к пройденному
материалу и быстро поднять историю обучения.
Еще, на продвинутых модулях, а также для оттачивания специфических
навыков, мы прибегаем к данным телеметрии, которые позволяют
контролировать поведение мотоцикла 100 раз в секунду и проводить
глубокий анализ для той или иной задачи.
Как попасть в мотошколу BoxesMoto?
Вам достаточно написать нам на почту info@bm-race.com,
выразить свое желание и указать даты, когда вы планируете быть в
Испании. Мы подберем для вас подходящий трек, картодром и даже мотоцикл
(если ваш собственный еще не добрался до нашего гаража). Разработаем
программу тренировок и начнем обучение. Вот и все – до встречи на
треках!